Get Adobe Flash player

   

 

 
 
Сертификация и надзор – важнейшие условия для развития цивилизованного рынка
   
 

Сертификация в качестве средства технического регулирования в России продолжает разваливаться. И по мере ее развития не утихают споры среди рядовых граждан и общественных деятелей.Те, кто критикуют сертификацию, приводят свои аргументы. Среди них сомнение, что сертификация действительно гарантирует безопасность товаров, которые поступают на рынок. При этом не учитывается тот факт, что во всем мире ощущается значительная отдача от сертификации, а российская сертификация создавалась при полном соблюдении принципов, которые уже давно выработало международное сообщество.
Опыт, который накопило человечество, свидетельствует о том, что сертификация продукции – это рыночный инструмент высокой эффективности. Именно он становится препятствием, когда кто- то пытается поставить на рынок опасную продукцию. Мировой опыт также красноречиво говорит о том, что одной сертификации для предотвращения попадания на рынок опасных товаров недостаточно.
Сертификация – это всего лишь дорыночный контроль. И суть этого контроля в профилактике, которая предотвращает попадание опасного товара на рынок. Однако необходим также и контроль товаров непосредственно на рынке, как необходим и определенный уровень ответственности бизнеса. К сожалению, с этим у нас и возникают проблемы.
В то же время продолжается компрометация сертификации. При условии, когда правоохранительные органы бездействуют, нет ничего удивительного в том, что на рынке в ходу фальшивые сертификаты. Махинаторов всех мастей к ответственности просто не привлекают. Их безнаказанность этих приводит к тому, что эта нелегальная деятельность получает дополнительный импульс. А в итоге получается, что на рынке сертификационных услуг созданы благоприятные условия для недобросовестной конкуренции.
Есть еще один аргумент, который приводят противники сертификации. Они считают, что сертификация тяжким бременем ложится на бизнес, на который финансовая нагрузка и так велика. Чтобы не быть голословными, даже приводятся некие цифры. Однако они ни на чем не основаны. Более того, они бывают завышены по сравнению рыночной стоимостью сертификации. И все это происходит на фоне постоянных разговоры о том, что сертификация продукции неизбежно связана с повышением цен. Но это миф! Достаточно вспомнить, что после отмены сертификации пищевой продукции цены на нее почему-то не снизились. Более того, они продолжают расти.
Можно согласиться с тем, кто говорит, что у сертификации есть проблемы, которые до сих пор не решены. Однако это сугубо внутренние проблемы. И первым делом это касается недобросовестных работников органов сертификации.
Отрицать такие негативные явления не нужно. Они есть. Однако нельзя их преподносить так, чтобы создавалось впечатление, будто это присуще только органам сертификации. Сертификация – такой же вид деятельности, как и многие другие. И все пороки в обществе, государстве распространяются на нее тоже. Если есть недостатки в аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, с которыми связана потеря объективности в работе, то от них надо избавляться. И усиление ответственности за нарушения правил по сертификации пойдет только на пользу дела.
Если подвести черту сказанному выше, то понятно, что недостатки в работе органов сертификации есть. Однако, несмотря на них, как и на непростые условия, в которых они работают, начиная с 1992 года, они все-таки взяли на себя ответственность не допускать на рынок опасные товары.
Напомним, что «лихие девяностые» – это самое тяжелое время для становления отечественного рынка. Он формировался в условиях ослабленного надзора и ответственности. Органы сертификации взвалили на себя весь груз ответственности. Причем практически в одиночестве. А ведь это было время, когда российский рынок завалили опасными товарами. В том числе и заморскими. Остановить этот вал опасной продукции было непросто. Пришлось даже нажить себе врагов.
Безусловно, в те годы, когда начался губительный процесс развала научных исследований и испытаний, прежде всего, сертификация, а не что-то иное, позволила сберечь испытательную базу, как и уникальных специалистов-испытателей. Представить страшно, что произошло бы в противном случае. Ведь для того, чтобы восстановить все, что было, необходимы огромные средства. Понятно, что сегодня их найти просто невозможно.
Желающих отменить обязательную сертификацию немало. Они достаточно активны и действуют под флагом «снятия административных барьеров» для бизнеса. Первым делом подразумевается малый и средний бизнес. Однако им такая поддержка в принципе не нужна.
Дело в том, что уже долгие годы честные предприниматели, которые пришли на рынок и хотят занять на нем свое достойное место, сами идут к специалистам, чтобы получить независимую оценку безопасности продукции, которую они выпускают. Но независимая оценка, как показывает практика, не нужна тем «предпринимателям», которые желают быстро «срубить» большие деньги, а потом скрыться.
Такие «предприниматели» не ломают голову над тем, как выпустить качественный товар, объективная оценка их продукции не интересует. И они слышать не хотят про такие понятия, как сертификат техрегламента. Им не приходится задумываться над тем, как внедрить систему менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО 9000. Они никогда не станут участниками конкурса, которые бьются за получение Правительственной премии за качество продукции.
Отмена обязательной сертификации под любым предлогом таит в себе огромную опасность. Еще более опасна такая тенденция в условиях ослабления надзора, который, как следует из законодательства о защите бизнеса, теперь вправе проводить только один раз в три года.
В качестве хорошего примера есть смысл рассмотреть, как осуществляется надзор в Германии. Ведь всем известно, что это страна, в которой рынок давно сложился. Сведения о надзоре в период за 2006-2008 годы свидетельствуют о том, что количество проверок в Германии не становится меньше год от года. Более того, немцы взяли за основу закон о безопасности оборудования и продуктов и сформировали концепцию надзора на рынке.
Подчеркнем, что эта концепция предусматривает, что надзорные мероприятия должны расширяться. Кстати, малые предприятия в этой стране проверяются чаще, чем крупные. Тому есть простое объяснение: малые предприятия по сравнению с крупными не имеют столь же высокой культуры производства. У них также есть одна особенность: они могут неожиданно исчезать с рынка. Напрашивается вопрос: «Почему в Германии, как и во многих других странах, где есть развитая экономика, все не так, как в России?»
Становится очевидным, что у нас грубо нарушаются основополагающие принципы обеспечения безопасности. Одновременно ослаблять дорыночный контроль и надзор на рынке нельзя! Это чревато самыми тяжкими последствиями. Не следует ждать их проявления сразу. А вот после того, как истечет определенный срок, они заявят о себе сполна.
Напоминаем, что в феврале 2010 года отменили сертификацию пищевой продукции. Ее заменили на декларирование. Решение приняли, и вот уже третий год его выполняют. Этого времени оказалось вполне достаточно, чтобы насторожить россиян. В подтверждение тому масса самой разной информации и в прессе, и на телевидении.
Дело в том, что многие «эксперты», которые почему-то считают себя большими специалистами в данной сфере, предлагают рассмотреть вопрос о том, чтобы теперь отменить регистрацию деклараций в России. Они ссылаются на европейский опыт. Однако нет сомнений, что они имеют весьма поверхностное представление о европейском подходе и о процедурах того, как принимаются европейские декларации.
Да, в Европе декларацию не регистрируют. И для того есть причина. Дело в том, что в других странах на подтверждение соответствия указывает маркировка знаком СЕ. Там есть эффективная система надзора. Там бизнес привык отвечать за нарушение требований безопасности. Вот и получается, что мы не принимаем всю систему мер, способную обеспечить безопасность в Европе, а только выдергиваем из нее всего лишь один элемент. И после этого кто-то предлагает в такой очень сложной сфере, как оценка соответствия, принимать поспешное решение.
Сейчас трудно делать прогнозы того, что нас ожидает в этой сфере даже в ближайшей перспективе. Остается только лелеять надежду, что меры, которые усилят надзор на рынке и ответственность бизнеса за безопасность продукции, в России все-таки примут.

 

 

Заявка онлайн

 

 

 
 

Запрос онлайн

 

 

 
 
 
 
 

 

 
       
  Адрес:
123060, г. Москва,
ул. Расплетина, дом 12,
корпус 1
Телефон:
+7 (495) 651-60-80 (многоканальный);
Телефон/Факс:

+7 (495) 690-75-00
Email: profcert@mail.ru


помощь в оформлении и получении документов на продукцию, товары и услуги, госрегистрация

.
   
     
       
       
       
 
     
  © 2011-2018 Орган по сертификации продукции «ПРОФСЕРТ». Все права защищены.